Доступная среда | |||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|---|
|
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||
![]() Информационный портал "Доступная среда" http://zhit-vmeste.ru МКОУ «Раковская СШ» является общеобразовательным учреждением общего типа, реализующим общеобразовательные программы начального общего, основного общего, среднего общего образования. В 2021-2022 учебном году в школе обучается 173 человека. Количество обучающихся с ограниченными возможностями здоровья: 5 человек; из них количество детей-инвалидов: 3 человека; Находятся на домашнем обучении: 2 человека. Работа коллектива школы направлена на создание всеобъемлющих условий для получения образования детьми с учетом их психофизических особенностей. Паспорт доступности МКОУ "Раковская СШ" от 07.10.2016.pdf Инклюзивное образование в МКОУ "Раковская СШ" призвано решить следующие задачи: 1. Создание адаптивной образовательной среды, обеспечивающей удовлетворение как общих, так и особых образовательных потребностей ребенка с ОВЗ. 2. Обеспечение индивидуального педагогического подхода к ребенку с ОВЗ с учетом специфики нарушения развития, социального опыта. 3. Обеспечение психолого-педагогического сопровождения процесса интеграции детей с ОВЗ в образовательную и социальную среду, содействия ребенку и его семье, помощи педагогам. 4. Применение специализированных программно-методических комплексов для обучения детей с ОВЗ. 5. Координация и взаимодействие специалистов разного профиля и родителей, вовлеченных в процессе образования. 6. Повышение профессиональной компетентности педагогов в вопросах обучения и развития детей с ОВЗ различной специфики и выраженности. 7. Формирование толерантного восприятия и отношения участников образовательного процесса к различным нарушениям развития и детям с ОВЗ. Приказ О создании психолого-педагогического консилиума от 03.02.2020 N 12.pdf Положение о психолого-педагогическом консилиуме от 03.02.2020.pdf Организационное обеспечение Создание специальных условий образования для детей с ОВЗ базируется на нормативно-правовой базе, которая гарантирует не только реализацию образовательных прав самого ребенка на получение соответствующего его возможностям образования, но и реализацию прав всех остальных детей, включенных наравне с особым ребенком в инклюзивное образовательное пространство. Поэтому помимо нормативной базы, фиксирующей права ребенка с ОВЗ, необходима разработка соответствующих локальных актов, обеспечивающих эффективное образование и других детей. На данный момент сформирована следующая нормативная база: 1. ООП НОО, ООП ООО, ООП СОО, Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования слабослышащих и позднооглохших обучающихся (вариант 2.3); Адаптированная основная общеобразовательная программа образования обучающихся с умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями); Адаптированная основная общеобразовательная программа начального общего образования для слабовидящих обучающихся с легкой умственной отсталостью (интеллектуальными нарушениями) (вариант 4.3.). 2. Положение о медико-психолого-педагогическом консилиуме школы. 3. Программа коррекционно-развивающей работы (при организации обучения и воспитания в образовательном учреждении детей с ОВЗ) на основе ИПРА. Обучающиеся нашей школы не нуждаются в организации специального питания. Медицинское сопровождение осуществляется специалистами и врачами в рамках сетевого взаимодействия. Информационное обеспечение включает необходимую информационно-методическую базу образования детей с ОВЗ: информационно-образовательные ресурсы в виде печатной продукции; информационно-образовательные ресурсы Интернета; вычислительная и информационно-телекоммуникационная инфраструктура. Материально - техническое обеспечение Материально-техническое (архитектурное) обеспечение включает необходимое учебно-материальное оснащение. Создается безбарьерная образовательная и социальная среда, безопасная и комфортная для всех участников образовательного процесса. Смонтированы широкие входные двери, пандус, убраны, либо выровнены ступеньки (резкие перепады высот) в дверных проемах, организовано дежурство работника на входе для обеспечение помощи инвалидам, сделав пространство школы более доступным для детей с ограниченными возможностями. Учебные кабинеты школы в достаточной мере оснащены мебелью, необходимым современным оборудованием, дидактическими и техническими средствами для успешной реализации теоретической и практической частей общеобразовательной программы, соответствуют санитарным правилам, нормам пожарной безопасности. Кадровое обеспечение Педагоги имеют опыт работы с детьми с ОВЗ, систематически проходят курсы повышения квалификации. В 2020 году 4 педагога прошли профессиональную переподготовку по программе "Организация образовательного процесса для обучающихся с ОВЗ (ЗПР)":
Ежегодно осуществляется повышение мастерства педагогов по данному направлению через организацию семинаров, круглых столов, педагогических советов, мастер-классов. Психолого-педагогическое сопровождение Психолого - педагогическое сопровождение детей с ОВЗ осуществляют социальный-педагог, классный руководитель, учителя-предметники. В рамках должностных обязанностей каждый из участников образовательного процесса составляет план работы по сопровождению обучающихся. Организация сопровождения включает в себя работу психолого-медико-педагогического консилиума; выполнение рекомендаций психолого-медико-педагогической комиссии; оказание психологической, логопедической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья; организация индивидуальных педагогических маршрутов; организация педагогического взаимодействия. В системе работы применяются следующие формы: 1. Проведение индивидуальной работы с учащимися и их родителями: тематические беседы, посещение семей, подготовка рекомендаций, характеристик на ПМПК; 2. Проведение малых педагогических советов, административных советов; 3. Ведение карт наблюдений динамики учебных навыков; 4. Посещение, взаимопосещение уроков, анализ уроков с точки зрения здоровьесбережения; 5. Разработка методических рекомендаций учителю; 6. Диагностика, коррекция, профилактика; 7. Обследование школьников по запросу родителей; 8. Оказание психологической поддержки педагогам. Расписание занятий соответствует общеобразовательным нормативно-правовым актам. Учителя, организующие занятия с детьми с ОВЗ, работают по адаптированным образовательным программам. Нормативные документы 1. Федеральный закон от 24.11.1995 N 181-ФЗ (ред. от 11.06.2021) "О социальной защите инвалидов в Российской Федерации" (с изм. и доп., вступ. в силу с 26.09.2021). 2. Федеральный закон РФ от 29 декабря 2012 г. № 273-ФЗ "Об образовании в Российской Федерации". 3. "СП 59.13330.2020. Свод правил. Доступность зданий и сооружений для маломобильных групп населения. СНиП 35-01-2001" (утв. и введен в действие Приказом Минстроя России от 30.12.2020 N 904/пр) 4. Постановление Правительства РФ от 28.05.2021 N 815 "Об утверждении перечня национальных стандартов и сводов правил (частей таких стандартов и сводов правил), в результате применения которых на обязательной основе обеспечивается соблюдение требований Федерального закона "Технический регламент о безопасности зданий и сооружений", и о признании утратившим силу постановления Правительства Российской Федерации от 4 июля 2020 г. N 985". 5. Постановление Правительства РФ от 29.03.2019 N 363 (ред. от 23.03.2021) "Об утверждении государственной программы Российской Федерации "Доступная среда". 6. Письмо Минздравсоцразвития России от 11.04.2012 N 30-7/10/2-3602 "О методических рекомендациях, нацеленных на устранение наиболее часто встречающихся барьеров на пути следования инвалидов и других маломобильных групп населения при посещении административных зданий и служебных помещений". Программа "Доступная среда" обеспечивает: • создание в МКОУ "Раковская СШ" специальных условий воспитания, обучения, позволяющих учитывать особые образовательные потребности детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ); • социальную адаптацию и интеграцию детей с особыми образовательными потребностями; • реализацию прав детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ), что будет способствовать их полноценному участию в жизни общества. Ожидаемые результаты: • позитивный эффект для качества образования детей с ОВЗ, успешная социализация в обществе; • обновление качества образования за счет работы над индивидуальными проектами, участием в конкурсах, выставках, конференциях различного уровня. Программа "Доступная среда" в МКОУ "Раковская СШ" направлена на создание системы комплексной помощи детям с ограниченными возможностями здоровья, эффективность их реабилитации за счёт доступности образовательной среды, преодоление самоизоляции детей с ограниченными возможностями здоровья и негативного отношения к ним и является составной частью программы развития нашей школы. "Доступная среда" обеспечивает: • выявление особых образовательных потребностей детей с ОВЗ; • осуществляет индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ; • даёт возможность освоить детям с ОВЗ основную образовательную программу; • обеспечивает интеграцию детей с ОВЗ в образовательном учреждении. Основные задачи программы "Доступная среда": 1. Задачи, ориентируемые на детей с ОВЗ: 1.1. Выявить особые образовательные потребности детей с ОВЗ. 1.2. Осуществить индивидуально ориентированное медико-социальное и психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ с учётом их индивидуальных возможностей. 1.3. Обеспечить возможность освоения детьми с ОВЗ основной образовательной программы и их интеграцию в образовательную среду. 2. Задачи, ориентируемые на педагогов и специалистов: 2.1. Сориентировать коллектив МКОУ "Раковская СШ" на организацию и поддержку семей с детьми ОВЗ. 2.2. Повысить профессиональную компетентность педагогов и специалистов. 2.3. Формировать условия для эффективного развития обучающихся с ОВЗ. 3. Задачи, ориентированные на родителей детей с ОВЗ: Информирование родителей о программе "Доступная среда", о создании безбарьерной среды в школе для детей с ОВЗ. Просвещение родителей по вопросам реализации дифференцированных психолого-педагогических, медико-социальных и правовых условий обучения, воспитания, развития и социализации детей с ОВЗ. Организация совместной деятельности педагогов, специалистов и родителей с целью повышения активности участия детей с ОВЗ в программе "Доступная среда": • развитие ключевых компетенций детей за счёт организации информационно-образовательного пространства школы; • реабилитация и сохранение физического и психического здоровья учащихся; • оптимизация современной образовательной инфраструктуры в МКОУ "Раковская СШ". ПАМЯТКА "СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ ДЕТЕЙ С ОВЗ" 1. Не считайте обращение к специалисту (неврологу, психиатру или психологу) "клеймом на всю жизнь", не настраивайтесь негативно, если такую консультацию вам предложат воспитатели ДОУ или учителя ОУ. Невозможно помочь детям, не понимая, в чем причина их проблем. 2. Обеспечьте ребенку как можно больше впечатлений, систематически знакомьте его с окружающим миром. 3. Не ругайте детей, если они неловки, недостаточно сообразительны. Надо помнить, что критика только снижает и без того невысокую самооценку. 4. Не фиксируйте внимание ребенка на оценке и тем более не наказывайте за то, что "педагог жалуется". Постарайтесь наладить контакт с учителем, расскажите ему об особенностях сына (дочери), попытайтесь разработать совместную стратегию обучения. 5. Не оценивайте неудачи ребенка как проявление лени или "плохого" характера, не стремитесь к тому, чтобы он соответствовал "нормальным", на ваш взгляд, критериям. 6. Внимательно относитесь к жалобам детей на головную боль, усталость, плохое самочувствие, ведь в большинстве случаев это объективные показатели затруднений, испытываемых ребенком в процессе обучения. ![]() |
|||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||||